2011-10-18

Пентагон

Baigiau Leningrado universitetą.

Kai mokiausi jame, pasakojo, kad miestą prie Nevos įkūrė Petras I-sis, šitaip iškirsdamas Rusijai langą į Europą.

Ir mokyklose tuomet taip pasakojo.

O iki Petro ten nieko, ničnieko nebuvę.

Miestas iškart tapo Rusijos sostine (1712–1728 m. ir 1732–1918 m.), svarbiu prekybos su Vakarais uostu.

Запросто.

Ниенша́нц русифицированое от Нюеншанс (швед. Nyenskans, фин. Nevanlinna, рус. Канцы) — шведская крепость, являвшаяся главным укреплением города Ниен (швед. Nyen) на Неве, в устье реки Охта на её левом берегу, рядом с современной Красногвардейской площадью в Санкт-Петербурге. Крепость была основана в 1611 году на отторгнутых у России землях, на месте русского торгового поселения Невский городок (Невское устье) для контроля над Ижорской землёй и водным путём по Неве. Буквально переводится как Невский (Nyen) окоп (skans).


Пентагон.

Примерно на этом же месте шведами ранее (в 1300 году) была построена при содействии европейских специалистов дерево-земляная крепость Ландскрона («Венец Земли») о восьми башнях, однако спустя год она была взята новгородцами во главе с сыном Александра Невского князем Андреем Городецким, после чего крепость была разрушена.

Gedimino pilis aštuoniakampė.

Согласно «Хронике Эрика», шведское ополчение покинуло Швецию после Троицы 1300 года («За Троицей сразу, на следующий год/марскалк Торгильс Кнутссон собрался в поход/от имени конунга…») и прибыли к Охте.

За Троицей сразу, на следующий год,
Торгильс Кнутссон марскалк шел в поход
именем конунга. В ледунг вошли
лучшие лодки и корабли.
Жать на язычников конунг хотел,
крепость Ландскруна построить велел

Ниен был крупнейшим городом Нотеборгского лена, намного превосходящим по размерам и богатству административный центр лена — город Нотеборг: в нём было более четырёхсот податных дворов, из чего следует, что количество домов было ещё больше — в число «дворов» не входили казённые здания, дома дворян и духовенства, да и сам «двор» зачастую включал в себя несколько капитальных построек.
Первоначально в городе было две лютеранские кирхи — для шведской и финской (ингерманландской) общин, православное же население окормлялось в селе Спасском, располагавшимся в районе современного Смольного.

Крепость Оре́шек (в русских летописях город Оре́хов[1]; швед. Nöteborg — Нотебург) — древняя русская крепость на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив города Шлиссельбург в Ленинградской области.

Крепость Орешек получила свое имя от названия Орехового острова, на котором она была основана в 1323 году князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского.

В 1333 году город и крепость переданы в отчину литовскому князю Наримунту, который ставит сюда своего сына Александра (ореховский князь Александр Наримунтович). При этом Орешек становится столицей удельного Ореховецкого княжества. Наримунт жил больше в Литве, а в 1338 году он не явился на зов Новгорода защищать его против шведов и отозвал своего сына Александра. Позднее в Орешке был взят шведами в плен новгородский боярин-дипломат Козма Твердиславич. В 1349 году, после отбития крепости у шведов, здесь посажен воевода Иаков Хотов. В 1352 году построены каменные стены. В 1384 году сын Наримунта Патрикей Наримунтович (родоначальник князей Патрикеевых) был приглашён в Новгород и был принят с большими почестями и получил город Орехов, Корельский городок (Корелу), а также Луское (с. Лужское).

Trakai beveik.

Žemėj Gedimino, Narimanto tėvonijoj, mokslus ėjau, pasirodo...

В 1333 году уже крещённый под именем Глеб Наримунт прибыл в Новгород, где в «кормление» получил ЛадогуОрешек
Корелу и половину Копорья:
«В лѣто 6841 ... въложи богъ въ сердце князю Литовьскому Наримонту, нареченому въ крещении Глѣбу, сыну великого князя Литовьскаго Гедимина, и присла в Новъград , хотя поклонитися святѣи Софѣи ; и послаша новгородци по него Григорью и Олександра, и позваша его к собѣ; и прииха в Новъгород, хотя поклонитися , мѣсяца октября; и прияша его съ честью, и цѣлова крестъ к великому Новуграду за одинъ человѣкъ; и даша ему Ладогу, и Орѣховыи, и Корѣльскыи и Корѣльскую землю, и половину Копорьи въ отцину и в дѣдѣну, и его дѣтемъ[2].

O anglakalbiai aiškina, kad Naugardo didžiūnai atsikvietė Narimantą.

Iš ko gi jie šitai girdėjo?

Tėvonijos teisėmis gavo valdyti ir ginti nuo švedų šiaurines teritorijas, kurias saugojo Keksholmas, Šliselburgas ir Ladogos tvirtovė.

Gražūs, lietuviški vardai...

Самый древний город в Росcии...

Anot lietuvių, valdęs Narimantas prastai.

- Nebūk suglebęs! - barės tėvas, Gediminas.

Betgi tie stačiokai stačiatikiai pakrikštijo Narimantą Glebu, vis tiek.

Narimantas valdė prieš nepilnus septynis amžius.

Po jo - šitie.

Kurie Pentagoną prie Nevos pastatė.

Neseniai viskas.

Būna, ir senesnius laikus vis dar prisimena.

Крепость Ниеншанц была взята повторно после недельной осады к 1 (12) мая 1703 (в ходе Северной войны). Город был переименован Петром I в Шлотбург (нидерл. Slotburg — Замо́к-город). По мнению некоторых исследователей, в 1704 году крепость якобы была срыта, однако, если верить имеющимся документам и картам, это не совсем так. Крепость и оба её кронверка были сохранены, в левобережном кронверке расположился Смоляной двор. Как минимум до 1717 года сохранялись и внешние укрепления Шлотбурга, на карте, датированной этим годом, на месте посада между Чёрной речкой и Охтой изображен некий Мельничный дворец (фр. Palace des Moulins). Укрепления именно этой части посада сохранялись ещё дольше — как минимум до 1744 года, когда оба кронверка и остальные укрепления были уже срыты. К 1725 году на оставшейся части посада Шлотбурга были размещены так называемые Охтинские Переведенские слободы — в старых усадьбах селили тех, кого переводили на жительство в новую столицу, позднее этот район получил название Большая Охта. К этому моменту Шлотбург как город был упразднен, но крепость ещё сохранялась. В 1740-х гг. — 1760-х гг. на территории бывшей шведской крепости находился Канецкий огород — плодопитомник с оранжереей. В 1760-х гг. Канецкий огород был передан Смольному институту, а в 1790-х — Морскому ведомству, которое устроило здесь судоверфь. В 1828 году территория Охтинских слобод была включена в состав Санкт-Петербурга как его XIII часть. К 1849 году центральное укрепление Ниеншанца все ещё существовало, точная дата его сноса неизвестна.
15 июня 2000 года на месте одного из бастионов крепости был открыт гранитный памятный знак «Крепость Ниеншанц».

К началу XVIII века за пределами городских укреплений были построены многочисленные шведские и финские пригородные усадьбы, некоторые из которых располагались на значительном отдалении от города — на островах дельты и по берегам многочисленных рек и рукавов Невы, а основная масса образовала пять новых кварталов городской застройки уже за пределами укреплений.

Одна из таких усадеб — имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом стало впоследствии Летним садом.[6] Известно, что город был сожжён в октябре 1702 года по приказу шведского военного командования. Причиной этого стали опасения, что его строения могли быть использованы русскими войсками для прикрытия при штурме Ниеншанца.

Шведы выбирали место для строительства своих крепостей в дельте Невы исходя из того соображения, что левобережье излучины Охты — ближайшее к морю место, не затопляемое даже во время катастрофических наводнений, случающихся на Неве раз в сто лет. Почему это обстоятельство не принял во внимание Пётр I — остаётся только догадываться, но сам факт наглядно свидетельствует о том, что шведы пользовались сведениями о гидрологии Невы, полученными от местных жителей.

Mat kaip.

Kas kalbėjotės su tų laikų vietiniais, kokia kalba?

Jei jie, tarkim, ne mūsiškai netgi, bet suomiškai šnekėjo, gal ir papasakojo apie tuos potvynius švedam, o ne Petrui I.

O gal jis, Petras I, jų, vietinių, neklausė ar nesiklausė, paprasčiausiai?

Gal jis kitų klausė?

Крепость Ниеншанц была взята повторно после недельной осады к 1 (12) мая 1703 (в ходе Северной войны). Город был переименован Петром I в Шлотбург (нидерл. Slotburg — Замо́к-город).

Тогда же крепость переименована в Шлиссельбург — «ключ-город».

Žinoma - jei jau Rusijoj nuo šiol, reikia rusiškai ir vadint...

В 1992—1998 археологической экспедицией под руководством П. Е. Сорокина проводились раскопки, в результате которых в 2001 году территория между Невой и левым берегом устья Большой Охты была официально объявлена археологическим памятником и взята под охрану государства. В находящемся на территории памятника бизнес-центре Аскольд в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, был открыт музей «700 лет Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц».

Несмотря на это, недавно на месте крепости Ниеншанц, вопреки протестам общественности и деятелей культуры, собирались построить деловой центр «Охта-центр» (фактически — офисное здание компании «Газпром»).

Komentarų nėra: