В.А. Юргенсон
К вопросу о времени начала чеканки монет типа "Колюмны - наконечник копья"
В 1398 году Витовтом была проведена денежная реформа, связанная с выпуском монет типа "Колюмны - наконечник копья". Большинство исследователей датирует эмиссию монет этого типа периодом с 1401 по 1430 год. И если последняя дата не вызывает серьезных сомнений, то с датой начала чеканки "1401" возникает целый ряд вопросов. Дело в том, что выпуск монет типа "Колюмны - наконечник копья" ознаменовал собой денежную реформу, связанную с отказом от инфляционных эмиссий прежних лет и привязкой монетной стопы к облегченному пражскому грошу Вацлава IV. В 1401 году же не было не только никаких предпосылок для проведения такой реформы, но и возможностей её проведения, поскольку страна ещё не оправилась от потерь (в том числе и финансовых), связанных с катастрофическим поражением на Ворскле в 1399 году. Как раз наоборот, наиболее вероятной подобная реформа была именно накануне битвы на Ворксле, а не после неё. Во первых, подготовка к войне с ордынскими ханами потребовала создания большой армии, в которую входили многочисленные наёмные отряды. Следовательно, для этого должна была существовать денежная система, отличная от существовавшей до этого в Великом княжестве Литовском инфляционной, что потребовало от Витовта проведения полномасштабной денежной реформы. Учитывая метрологические характеристики монет типа "Колюмны - наконечник копья", можно с уверенностью утверждать, что в основу новой денежной системы был положен пражский грош Вацлава IV, ставший, к тому времени, основной монетой международной торговли в восточноевропейском регионе. Номинал в 1/12 гроша был типичен для большинства европейских денежных систем. В то же время, монеты типа "Колюмны - наконечник копья" были более добротными в сравнении с их польскими и орденскими аналогами. Именно такая монета и была нужна для выплаты жалования наёмному войску.
Кроме того, одним из вопросов на переговорах между Витовтом и ханом Тимур-Кутлугом в 1399 году было помещение символа Великого князя Литовского на ордынских монетах. В силу региональной специфики, в качестве такого символа, скорее всего, должны были выступать именно Колюмны. А учитывая практику монетного чекана в средневековой Европе можно утверждать, что ни одни геральдический символ не появлялся на монетах иностранных государств прежде, чем на монетах государства - обладателя данного символа. Следовательно, в 1399 году Колюмны уже присутствовали на монетах Великого княжества Литовского. Таким образом, хронологические рамки эмиссии монет типа "Колюмны - наконечник копья" можно очертить периодом с 1398 по 1430 год.
Kas link существовавшей до этого в Великом княжестве Литовском инфляционной tai В.А. Юргенсон perdeda, kadaise būta visiškai priešingai.
Užtat įdomus jo sakinys apie помещение символа Великого князя Литовского на ордынских монетах, kaip ir привязкой монетной стопы к облегченному пражскому грошу Вацлава IV.
Praha buvo anų laikų ES sostinė, taigi:
1. Jau tada, prieš 600 metų, buvom prisirišę prie anų laikų euriejų euro.
2. Neužilgo, sako, jį ir įsivedėm:
В первой половине XIV века пражский грош выполнял функции международного платёжного средства. Фактически они заменяли золотую монету. Существуют свидетельства о том, что пражские гроши использовали в Австрии, Венгрии, Южной Германии для оплаты крупных сделок внутри страны и в международной торговле. В Великом Княжестве Литовском пражский грош в XV—XVI веках был основной денежной единицей.
"Колюмны - наконечник копья"...
Копейка:)
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą