2013-08-08

Մատաղ

Հայ Առաքելական եկեղեցու ավանդույթներից մեկը, որը գալիս է դեռևս հեթանոսական ժամանակներից։ negausiai...

In Armenian Christian tradition, matagh (Armenian: մատաղ mataġ) is a lamb or a rooster slated for sacrifice to God, a ritual which has continued from the pagan past. In many regions of Armenia today, this pagan-Christian synthesis is very much alive in the regular slaughter of chosen animals in front of churches.

Irgi negausiai.

Kaip tas pagoniškas avinėlis seniausion valstybinėn bažnyčion, krikščioniškon, papuolė?

Avinėlio kraujas...

Kokių kraštų pagonys avinėlius aukojo?

Мата́х
(арм. Մատաղ) — обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Дословно матах означает «палец соль» — мат (палец) и ах (соль). Главный смысл матаха — дар Богу через сотворение милостыни бедным, пожертвование. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо просто раздачей мяса пожертвованного животного.

Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, голубь или петух), и соль. Традиционен и символический матах, когда голубь выпускается в небо.

Armėnų apaštališkai bažnyčiai vadovauja vyskupas, vadinamas katolikosu.

Обряд матаха появился во времена святого Григория Просветителя. Предание Армянской церкви сообщает, что по принятию христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.

Известно так же, что после принятия Арменией христианства, по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе со св. Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил матах, заколов множество животных и раздав их народу.

Таким образом, в Армянской церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы для народа в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий.

Аналогичный матаху обряд существует и в Грузинской православной церкви, которая сегодня относится к числу православных церквей византийской традиции, но до VII века была тесно связанной с ААЦ и обрядово, и догматически, и иерархически.

Сохранился матах и у удин, некогда бывших в церкви Кавказской Алвании, так же исторически связанной с ААЦ. Алванская церковь в XIX веке слилась с ААЦ, а удины, проживающие анклавом в Азербайджане, при сохранении христианской самоидентификации оказались в изоляции от церкви. Сегодня духовное окормление над ними взяла на себя Русская православная церковь, что создало любопытный прецедент - в РПЦ есть верующие, проводящие матах.























Komentarų nėra: